Культ личности Баха

Культ личности Баха

Иоганн Себастьян Бах, чье имя сегодня знает любой школьник, при жизни, как многие гении, не был оценен по достоинству. Передовые современники предпочитали ему других композиторов, более непринужденных, актуальных, ясных. В музыке Баха часто видели излишнюю академичность и обвиняли автора в недостатке искренности.

Каким был Бах

Мощная ретроспективность произведений сочеталась у Баха с умеренным реформизмом. Это обеспечило композитору нелюбовь и светской аристократии, и церковников. Разумеется, негативное восприятие Баха усугублялось взрывным характером холерического типа. Композитор не умел обходить острые углы, был конфликтен и авторитарен. Слепота под конец жизни усугубила его нелегкие отношения с обществом.

Посещая музыкальные классы в Ордруфском лицее, Бах еще подростком обучился игре на различных инструментах, затем пел в хоре. Быстро освоив основы музыкальной традиции того времени, он пытался обобщить и суммировать накопленный музыкальный опыт, и на основе его создавал сложные произведения, требующие осмысления. Но его реформизм был недостаточным для современников, которые нуждались в свежей струе в искусстве, быстрых перемен.

Тем не менее, будучи не до конца признанным, Бах занимал должности, соответствующие его таланту. Нельзя сказать, что при жизни композитор был забыт и не признан: он имел влияние и на церковную, и на светскую музыку. Возможно, это усилило безапелляционность и авторитарность суждений композитора.

Отдельно стоит упомянуть о желании Баха дать музыкальное образование сыновьям. Чтобы мальчики могли посещать инструментальные классы, композитор переезжает в Лейпциг из Кетена, где он занимал высокий пост.